Последние новости

Реклама

В.В СКЛЯРЕВИЧ. Антибактериальные лекарственые средства. Методы стандартизации препаратов. Раздел 2

В.В СКЛЯРЕВИЧ. Антибактериальные лекарственые средства. Методы стандартизации препаратов. Страница 162

Нарушение вкуса возможно при применении ампициллина, метронидазола, тетрациклина, судороги — при применении азтреонама, имипенем/циластатина, метронидазола, хинолонов, больших доз бензилпенициллина.

Нефротоксичностъ (снижение функции почек с увеличением концентрации в крови мочевины, креатинина) наиболее часто проявляется на фоне применения аминогликозидов иванкомицина; нефротоксичность может встречаться при применении полипептидных антибиотиков (полимиксин, ба- цитрацин), цефалоспоринов — цефалотина, цефалексина (це- фамандол может вызывать глюкозурию), амфотерицина В, ри- фампицина, гризеофульвина, сульфаниламидов, редко — при применении нистатина, налидиксовой кислоты, ампициллина, цефалоспоринов Ш-1У поколения, тетрациклинов и др.

Предрасполагающими факторами являются: пожилой возраст, артериальная гипотензия, гиповолемия, заболевание печени, предшествующее лечение аминогликозидами, сочетание некоторых лекарств (например, аминогликозидов, цефалоспоринов, ампициллина с петлевыми диуретиками — фуросемид, этакриновая кислота).

Риск развития осложнений увеличивается при нарушении выделительной функции почек. Как правило, поражения почек обратимы в ближайшие 2-3 дня после отмены препаратов.

Интерстициальный нефрит (симптомы: гематурия, протеи- нурия, лихорадка, сыпь, эозинофилия в крови и моче, нарушение функции почек) чаще вызывается полусинтетическими пенициллинами (оксациллин).

Поражение гепатобилиарной системы

Медикаментозное поражение печени является причиной 2 % желтух, но характеризуется большой вероятностью неблагоприятных исходов. В настоящее время насчитывается свыше 1000 лекарственных препаратов, способных вызывать лекарственный гепатит. Чаще всего лекарственное поражение печени развивается при лечении несколькими препаратами или при повторном курсе терапии и не всегда зависит от длительности лечения. Возникновение лекарственных гепатитов связывают с неспецифическими гиперергическими реакциями организма. Патологический процесс складывается из расстройства секреции и экскреции желчи и иммунологической реакции мезенхимы. Гепатотоксические эффекты могут проявляться в двух формах — холестаза и гепатита. Они развиваются на фоне применения противотуберкулезных средств, оксациллина, азтрео- нама, тетрациклинов, линкозамидов, сульфаниламидов.