Последние новости

Реклама

Р.У. ХАБРИЕВА. Руководство по проведению клинических исследований новых лекарственных средств. Страница 349

При исследовании познавательных процессов используется методика простых аналогий. Она требует понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. Для проведения теста используется стандартный бланк с серией логических заданий. В норме, при соответствующем образовании (не менее 7 классов), испытуемые усваивают порядок решения задач после 2—3 примеров. Если больной никак не может усвоить задание после 3—4 примеров, это дает основание думать, что его интеллектуальные процессы по крайней мере затруднены. Количество, последовательность, характер ошибок, а также отношение к ошибкам позволяют выявить неустойчивость процесса мышления, утрату логической нити, соскальзывание суждений на путь случайных, облегченных, ненаправленных ассоциаций, непроизвольность и некритичность мышления. Следует заметить, что даже при безупречном и быстром выполнении задания нельзя утверждать, что мышление больного не нарушено, т.к. методика может не выявить тонких, мало выраженных расстройств.

При исследовании памяти целесообразно использовать методику «10 слов» А.Р. Лу- рия (механическое запоминание), воспроизведение рассказа (смысловая память), пиктограмму (опосредованное запоминание).

Заучивание 10 слов — одна из наиболее часто применяющихся методик для оценки состояния памяти больных, утомляемости, активности внимания. Используется протокол с десятью короткими (односложными или двусложными) словами. Слова подбираются простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Во время опыта лишние разговоры не допускаются. Экспериментатор четко и медленно зачитывает все 10 слов, после чего испытуемый в любой последовательности их воспроизводит. Ответ заносится в протокол, после чего экспериментатор вновь зачитывает все 10 слов и затем вновь фиксирует ответы испытуемого в протоколе. Опыт повторяется 5—6 раз. Фиксируются также «лишние» слова. После 5—6-кратно- го повторения слов экспериментатор переходит к другим тестам, а спустя 1 час снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания). По протоколу составляется «кривая запоминания»: по горизонтальной оси откладываются номера повторения, по вертикальной — число правильно воспроизведенных слов. В норме с первого предъявления запоминается 7±2 слова, к третьему повторению и при последующих повторениях — 9 или 10 слов. Число слов, удержанных и воспроизведенных спустя час, свидетельствует о состоянии долговременной памяти. По форме кривой можно сделать некоторые выводы относительно особенностей запоминания больных. Так, например, если больной ко второму предъявлению воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы — все меньше и меньше, то «кривая запоминания» указывает на ослабление активного внимания и выраженную утомляемость. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания, его колебаниях. Отсутствие нарастания удержания слов после их повторения (форма плато) — свидетельство эмоциональной вялости, низкое расположение плато часто наблюдается при паралитических синдромах. «Застревание» на повторяющихся «лишних» словах часто встречается у больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга.