Последние новости

Реклама

Р.У. ХАБРИЕВА. Руководство по проведению клинических исследований новых лекарственных средств. Страница 258

• характер запора — внезапный или хронический, общая продолжительность заболевания, длительность задержки стула, прием каких-либо лекарственных препаратов;

• исключить возможность органического заболевания кишечника, врожденного или приобретенного;

• оценить характер сопутствующих заболеваний органов пищеварительной системы и других органов и систем, в том числе перенесенные в прошлом осложнения болезни или оперативные вмешательства.

Данные первичного осмотра больного и их динамика

При первичном осмотре диагностически значимыми и информативными при дальнейшем клиническом испытании могут оказаться следующие симптомы, которые необходимо отметить в протоколе исследования:

• осмотр больного — вздутие живота, «урчане», признаки гиповитаминозов и пр.;

• пальпаторная болезненность в проекции толстой кишки.

Клиническая оценка субъективных показателей

По динамике ощущений в процессе лечения больных можно условно разделить на две группы:

• оценка пациентом своих ощущений достаточно выразительна, например: боль есть — боли нет, кашель есть — кашля нет, мокроты много — мокроты мало, стула нет — стул есть и т.д.

• самооценка ощущений пациентом затруднительна: тонизирующий, адапто- генный, седативный, противовоспалительный и другие эффекты.

Значимость субъективного эффекта у этих двух групп больных может быть весьма различной, однако количественная оценка его вполне возможна и в ряде испытаний достаточно показательна. Используется так называемая система шкал или балльная система. Построение ее достаточно просто, но в итоге она позволяет провести полноценный статистический анализ. Например, оценка интенсивности боли: боли нет — 0, боль очень слабая — 1, боль слабая — 2, боль средней силы — 3, боль сильная — 4, боль очень сильная — 5; оценка самочувствия: самочувствие очень плохое — 1, самочувствие плохое — 2, самочувствие удовлетворительное — 3, самочувствие хорошее — 4, самочувствие очень хорошее — 5 и т.д.